В хип-хопе трудно сейчас найти более интересного
артиста, чем Баста Раймз. Говорю это без всякой натяжки, и если так
дело пойдет, мы скоро научимся отличать хип-хоп от рэпа. Грань между
этими стилями тонка и размыта, но Баста балансирует на ней очень
уверенно. Он нашел свой имидж - яркий, запоминающийся. Почти
мультипликационные видеоклипы, "клоунские" костюмы, необычная манера
петь. Еще один большой плюс - он не боится посмеяться над собой и над
всей "черной" музыкой. Его песни пропитаны юмором, как хороший торт
коньяком, но проблемы Баста поднимает острые - политика, расовые
отношения, религия. Он сам как-то о себе сказал: "Я похож на
придурковатого мультгероя, но если б я был только им, меня бы уже давно
выбросили в мусорную корзину". Тревор Смит (таково его простое
настоящее имя) родился в нью-йоркском районе Бруклин в 1972 году. Его
родители (уроженцы Ямайки, обратите внимание) переехали в Большое
Яблоко, когда их сыну шел 12-й год. Высокий и ловкий, он был неплохим
баскетболистом и, может, добился бы н а этом поприще больших успехов,
если б не увлечение хип-хопом. Эта музыка всерьез заняла его, и все
свободное время он посвящал именно ей. Будучи еще в 10 классе, Баста
принял участие в музыкальном конкурсе, спонсорами которого были
авторитетные рэпперы Чак Ди и группа Public Enemy. После этого и
началась его серьезная музыкальная карьера - с тремя друзьями Баста
основал группу Leaders of the New School. Просиживая сутками в студии
Public Enemy на Лонг-Айленде, парни чему-то научились и даже сумели
подписать контракт с Elektra Records. Баста Раймз тогда исполнилось 17
лет, и он бросил школу, чтобы целиком посвятить себя музыке... Его
группа так и не достигла больших финансовых успехов, но в определенных
кругах Leaders of the New School считались чуть ли не культовой
командой. Вышло даже два альбома - в 1990-м "Future Without a Past" и в
1993-м "T.I.M.E.". На этом этапе Баста попался в сети исламской
религиозной секты, которая называет себя "Пять процентов населения". Не
знаю, чем уж там сектанты убеждали пев ца, тогда еще не очень
знаменитого, заметьте, но их философия, основанная в 1964 году в
Гарлеме (где же еще!), состоит в том, что только пять процентов
населения планеты посвящены в тайну мироздания, остальные же обречены
влачить свое жалкое существование в полном неведении вплоть до дня
Страшного суда. Надо сказать, что секта ведет целенаправленную охоту за
богатыми чернокожими артистами и, кроме Баста Раймз, завладела умами
таких исполнителей, как Раким, Эрика Баду и Куин Латифа. Когда
популярность Leaders of the New School пошла на убыль, Баста потихоньку
стал отходить от мероприятий, в которых участвовала группа, и больше
времени начал посвящать работе с другими артистами. Его голос или его
идеи присутствуют в альбомах Boyz II Men, Мэри Джей-Блидж и TLC, между
прочим. Особо же удачным оказалось сотрудничество с А Tribe Called
Quest, чья работа 1991 года, "Scenario", получила общенациональное
признание. К сожалению, и так случается очень часто, безупречное
восхождение к вершинам признания было омрачено ли чной трагедией. В
1993 году, вследствие преждевременных родов его гражданской жены, Баста
потерял своего первого ребенка. Мальчик прожил на свете всего пару
часов... Такой удар не просто пережить, но Баста нашел в себе силы не
оставлять карьеру. Через год у его женщины благополучно родился еще
один ребенок, тоже мальчик. Его назвали Ти\'Зиа. К тому времени артист
уже "полностью" ушел из Leaders Of The New School и занялся тем, чем
хотел. Во-первых, кинематографом, получив хорошую роль в фильме Джона
Синглтона, и, главное, своим сольным альбомом, который вышел в 1996
году. LP "The Coming" сейчас называют "поворотным моментом" в развитии
хип-хопа, а первый же сингл "Woo-Hah! (Got You All in Check)" сразу
вошел в первую десятку "Биллборда". Проявив для бруклинского парня
завидное благоразумие и коммерческую жилку, Раймз направил доходы от
продажи этого альбома, а также последующей работы 1997 года "When
Disaster Strikes" на создание собственной звукозаписывающей компании
Flipmode Entertainment. Начав с крохотног о офиса на Манхэттене, фирма
разрослась и сейчас представляет реальную силу на задыхающемся от
конкуренции американском рынке "черной" музыки. Как яркий алмаз
сверкает в драгоценной коллекции этой компании группа The Flipmode
Squad, где со своими друзьями "хип-хоперами" любит попеть и поиграть
сам Баста Раймз. Альбом этой группы, "The Imperial", вышел в сентябре
прошлого года. Кстати, у Баста есть еще один бизнес - он создает (или
нанятые им модельеры, какая разница!) линию одежды "Bushi". Не успев
даже перевести дыхание, артист выдал уже третий и пока самый мощный
свой сольный проект - альбом "Extinction Level Event - The Final World
Front". Работа проникнута "прогрессивными" идеями конца света и прочих
апокалипсисов, которые непременно должны стереть с лица Земли
человечество, если, конечно, оно не одумается и не начнет вести более
правильный образ жизни. В альбоме есть дуэт с Оззи Осборном -
композиция "This Means War" (это своего рода римейк знаменитой вещи
"Iron Man" от раннего Black Sabbath, где, если помните, Оззи был
вокалистом), а также песня "What\'s It Gonna Be?!", исполненная на пару
с Дженет Джексон. Это самая модная сейчас вещь, и поговаривают, что
клип к ней, который сейчас почти без перерыва крутит MTV, из-за
навороченной компьютерной графики стал чуть ли не самым дорогим за всю
историю видеоискусства. Увы, Баста Раймз не смог избежать неприятностей
с законом, с которым приходится постоянно бороться большинству
чернокожих музыкантов Америки. Попался он на все том же запрещенном
ношении оружия (пора бы уже черным разрешить его носить, как в СССР
когда-то позволяли кавказцам ходить с огромными ритуальными
кинжалами!). Остановив его "Мерседес" за нарушение правил дорожного
движения, полиция нашла у артиста заряженный полуавтоматический
пистолет 45-го калибра. В марте этого года Баста опять попал в поле
зрения правоохранительных органов из-за угроз, которые он якобы
высказал по телефону своей бывшей сожительнице и матери своего ребенка.
Впрочем, по сравнению с "проделками" многих его коллег по "черно й"
музыке Баста Раймз выглядит активистом кружка юных тимуровцев. Так что
есть основания полагать, что главным для него была и остается музыка.