Что уж говорить, хип-хоп-музыка уже давным-давно вышла
из коротких штанишек сухих стучалок-пыхтелок и примитивных
"ду-ц-ду-ду-ц".
Целая армия молодых, полных новых идей и энергии
музыкантов, продолжающих славное дело, начатое еще GANG STARR и DREAM
WARRIORS, сегодня поднимает хип-хоп на новый уровень. Funki Porcini, DJ
Cam, Luke Vebert, DJ Shadow, NIGHTMARES ON WAX, UNKLE (совместный
проект Джеймса Лавэля и DJ SHADOW), THE HERBALISER, 9 LAZY 9, DJ Vadim
- все эти люди делают хоп, в совершенно разных пропорциях смешивая его
с джазом, фанком, эмбиентом, свингом, джанглом и всеми музыкальными
стилями, когда-либо существовавшими на Земле, в итоге создавая
собственные, ни на что не похожие музыкальные коллажи, которые
журналисты страх как любят окрещивать гордыми названиями типа
"безнадежно ленивый прокуренный jazzy-hop" или "смесь из сладкого секса
и притупленной массы фанка". И из всех этих чудесных
экспериментаторов, работающих в так называемых "интеллектуальных формах
хип-хопа", сливших воедино хоп, эйсид-джаз, трип-хоп и еще черт знает
что, с давних пор принято выделять уроженца Токио по имени DJ Krush... Хидеаки
Ишии родился в Стране Восходящего Солнца в 62-ом году и воспитывался
неблагополучными районами Токио, став членом бандитской группировки.
Krush говорит, что если бы не его увлечение музыкой, то он бы точно
стал настоящим "gokudo" (японский гангстер). "Я натворил много плохого.
Я вспоминаю свое прошлое и стыжусь его - я был членом байкерской банды,
позабыл школу, связался с наркотиками, работал на местную гангстерскую
группировку, участвовал в разборках и неоднократно попадался полиции". Подобно
тому, как на множество сегодняшних воротил рэп-индустрии в молодости
оказали влияние RAPPER\'S DELIGHT, SUGARHILL GANG, заставив их
призадуматься о карьере музыканта, на молодого японца обрушился фильм
"Wild Style", завезенный в Японию в начале восьмидесятых. На
следующий же день после просмотра ленты на все имевшиеся деньги были
приобретены вертушки и пульт. "Тогда хип-хоп в Японии был на нуле.
Некому было меня учить ди-джейскому мастерству, поэтому я все делал
сам. Сначала пытался получить такой же звучок, как на какой-нибудь
кассете, которую слышал, а затем просто стал пробовать делать с пультом
и двумя проигрывателями все, что только возможно". Что касается
музыкальных вкусов, то Krush говорит, что был без ума от олд скула (old
school), Kurtis Blow, GRANDMASTER FLASH и GRANDMIXER D.S.T., к тому же
большое влияние на него оказали Джеймс Браун и джаз, прочно вошедшие в
его мировосприятие благодаря отцу, с юности слушавшему такие пластинки. К середине 80-х Хидеаки становится известен благодаря серии небольших хоповых вечеринок и в 87-ом формирует проект KRUSH POSSE. "Ник,
кстати, я себе не придумал - мне его дали. В начале своей карьеры,
когда я пытался замутить что-нибудь с моим младшим братом, я знал двух
чернокожих музыкантов у нас в Токио. Мне они дали кличку Krush, а брату
- Bang, вместе получилось Krush-Bang, звучало как автомобильная авария". KRUSH
POSSE отличились парой ярких выступлений в 92-ом и прославили Хидеаки
как первого перспективного представителя японского хопа, вовсю
выступающего с джазовыми музыкантами. К сожалению, очень скоро о
команде пришлось забыть - коллектив разрывало множество внутренних
проблем и противоречий, и распад KRUSH POSSE, не заставивший себя
ждать, был очень серьезным потрясением для Хидеаки. "Я планировал
сделать с ними что-то грандиозное, но это уже не могло свершиться. Я
очень сильно переживал, думал забросить ди-джейство, даже не
планировал, что смогу сделать что-то в одиночку". Остаться в Японии,
даже продолжая заниматься музыкой, для Краша было бы невыносимо... Его
заносит в Великобританию, место, известное как родина трип-хопа, всегда
славившееся любовью к экспериментам в музыке. Там он знакомится с
Джеймсом Лавэлем, легендарной главой лондонского MO\' WAX Records,
лейбла, известного по релизам таких грандов, как DJ Shadow. "Когда я
встретил Джеймса, то был поражен. Мы с ним одинаково понимали музыку",
- вспоминает Krush. Старые мысли и задумки, родившиеся еще во
времена существования KRUSH POSSE, ложатся в основу дебютного сольного
альбома "Strictly Turntablized" (MO\' WAX, \'94), признанного одним из
самых удачных ди-джейских релизов. За ним следует пластинка "Krush"
(Shadow Rec., \'95). В 96-ом выходит очень интересный long play под
названием "Meiso", вовсю показавший слушателям хоп в действительно
новом, экспериментальном обличии и вобравший в себя многие относительно
ранние работы Krush, а также джоинты с такими людьми, как DJ Shadow
("...Я был потрясен, насколько хорошо и интересно было с ним работать")
и CL Smooth ("Я был искренне рад, когда услышал, что японская культура
во многом на него повлияла"). Что же касается самой музыки, то Krush
всеми силами пытается придать ей национальный, японский колорит, что
отчетливо видно в его третьем альбоме, в котором использовано множество
народных инструментов, например, шакухаши, бамбуковая флейта, звучащая
в заглавной песне "Only The Strong Will Survive", вышедшей впоследствии
синглом. К этому моменту уже можно с уверенностью охарактеризовать
особенный, неповторимый стиль Krush. Ритмичная поступь хип-хопа
дополняется у него плывущим эйсид-джазом, устрашающими ксилофонами,
пришедшими из трип-хопа, все теми же приятными японскими инструментами,
а также стонами волов, смехом детей, пением птиц, монологами уличного
бродяги и традиционным для подобных исполнителей скрэтчем, у Krush,
правда, приобретающим то очень мягкое, то, наоборот, сухое звучание.
Стоит отметить, что не лишена его музыка и романтики, правда, она, как
отметили в одном модном журнале, "получается весьма урбанистической в
присутствии напрашивающихся токийских небоскребов". В одном из
интервью Krush говорит: "Многие скажут, что то, что я делаю, это уже не
хип-хоп. Но это не так. Я начинал как хип-хоп-ди-джей, я являюсь им и
по сей день. Это просто мое восприятие хип-хопа". Это самое
неординарное и действительно экзотическое восприятие хип-хопа можно в
полной красе услышать на его следующем альбоме "Milight", по сравнению
с несколько мрачными "Meiso" и "Strictly Turntablized" выглядящем очень
оптимистично и даже позитивно. На пластинке, кстати, можно услышать Эрл
Оно, известнейшую японскую джазовую певицу (это первая работа Krush с
джаз-исполнителями мирового значения). В этом же году DJ Krush
выпускает компиляцию "Back In The Base/Cold Krush Cuts" (Ninja Tune,
\'97). Шестидесятиминутный сборник его собственных ремиксов на работы
известнейших "ниндзей", таких как DJ Vadim, HERBALISER, LONDON FUNK
ALLSTARS, DJ Food, COLDCUT и 9 LAZY 9 (настоятельно рекомендую
послушать как в оригинале, так и в крашевской интерпретации!). В
следующем году - сразу два релиза: "Ki-Oku" (Instinct Rec, \'98),
сработанный вместе с японским трубачом Toshinori Kondo, и "Holonic: The
Self Megamix" (MO\'WAX, \'98) - продолжительная миксовка из предыдущих
альбомов. В 99-ом Krush перебирается в Японию, где на Sony
International выпускает "Kakusei", на котором можно услышать как
множество его японских друзей с Kemuri Productions, так и
небезызвестного Mista Simista из легендарных X-ECUTIONERS. "В Японии
очень много талантливых музыкантов, и на этом альбоме я представляю
кое-кого из молодого поколения. Неважно, известны они или нет, я просто
хотел поработать с теми, кто знает свое дело..." Познакомиться с
Krush очень и очень трудно, он совершенно не говорит по-европейски,
всюду таская с собой бедолагу-переводчика. Поэтому понимать остается
его музыку, что сделать, конечно, намного легче...